Греческому красавцу Антиною и после смерти не везло: даже созвездие, названное в его честь (император Адриан хотел видеть звезду, в которую переселилась душа юноши), в 1922-м по решению Международного астрономического союза вычеркнули с небес -- теперь это часть созвездия Орла. Но неожиданная подземная находка у нас на глазах вмешивается в греческую тайну. А огромные черные уши на старинной фреске -- в секреты короля массовой мультипликации.

Великий зубной передел

Трансфер ракетой, 5-тюбиковое питание...

Как выкачать побольше прибыли из космоса? В космической программе США разработана стратегия, которая уже через десять лет позволит выпустить за пределы Земли миллионы туристов.

Космический туризм не обязательно должен быть чрезмерно дорогим. Эксперты считают, что можно сбить цену примерно до 15 тысяч долларов за пассажира. Именно такие деньги, как показал опрос 1995 г., американцы готовы платить за возможность увидеть Землю со стороны.

Как же удешевить полеты? Самый быстрый способ -- разработать двуступенчатую систему "шаттла". Первая ступень будет похожа на короткую толстую ракету с крыльями, и она выведет на околоземную орбиту вторую ступень -- маленькую крылатую "ракетку" с собственными двигателями. Потом первая ступень отправится вниз на дозаправку, а вторая пристыкуется к орбитальной станции и поменяет пассажиров. Так в год можно устроить до 9,5 тысячи полетов (сегодня "шаттлы" запускают примерно 10 раз в год).

Утверждают, что потребуется всего семь лет, чтобы все организовать и построить флот. И еще шесть лет, чтобы дождаться прибыли. Посмотрим. А может, полетаем?

Первый турист

Имя -- Деннис Тито.

Род занятий -- бизнесмен.

Финансы -- миллионер.

Гражданство -- США.

Путевка -- $20 млн.

Трансфер -- корабль "Союз".

Возраст -- 60 лет.

Фишки -- самый старый космонавт, прилетевший на российском корабле.

Одно из занятий во время полета -- составлял меню и разносил еду.

Второй

Имя -- Марк Шаттлворт.

Род занятий -- предприниматель.

Финансы -- миллионер.

Гражданство -- Южная Африка.

Путевка -- $20 млн.

Возраст -- 28 лет.

Багаж -- живая крыса для экспериментов.

Одно из занятий во время полета -- выращивал белки ВИЧ.

Фишка -- первый "афронавт", улетевший с Земли.

Третий

Предприниматель Сергей Полонский, ученый Лежек Чарнецкий, неназванная женщина, певец Лэнс Басс... -- пока не решено.

Фишка -- документы чтобы вовремя оформили.

...ста ...дцать ...ый

Любой желающий.

Фишка -- наскрести бы 15 000 "зеленых".

Капля кофеина приканчивает улитку

У самых маленьких останавливалось сердце, а у крупных сильно уменьшалась частота сердечных сокращений. Если все получали 0,5%-ный раствор, то живых не оставалось вовсе...

Эта жуткая картина -- эксперименты по борьбе с вредителями растений, улитками-слизняками. А страшный смертельный яд -- всего лишь кофе.

Правда, в большой концентрации. Обычный кофе содержит 0,05% кофеина. Уже при 0,01%-ном растворе, которым полили капусту, улитки потеряли к еде всякий интерес. А дозы начиная с 0,1% становятся смертельными.

Кофеиновый раствор оказался эффективнее, чем обычные средства защиты растений. Почему, неизвестно. Вероятно, кофе работает как нервный яд.

Ученые Гавайев открыли новый яд, когда искали средство от завезенных на острова лягушек. Преимущества кофеина перед другими веществами в том, что он не губит растения, хотя и оставляет на них желтые пятна.

Микки-Маус был бобром!

Если смотреть на изображение этого святого с утра до вечера -- будешь защищен от смерти целый день. Поэтому портреты святого Христофора рисовали очень крупно на входе в церковь, причем в самых многолюдных местах. "Молиться Христофору" значило искать клад; этот святой был покровителем путешественников, садовников, торговцев, ремесленников, защищал от зубной боли и чумы.

И вот рядом с портретом такой фигуры на фасаде церкви в селе Мальта (Австрия) недавно нашли изображение не кого-нибудь, а Микки-Мауса. Древнее, 700-летнее... На фреске Святой Христофор стоит в окружении медуз, рыб и прочих морских тварей. И Микки рядом -- по одной из версий, таким ушастым древний художник увидел бобра.

Сходство с мультяшным героем, уверяют искусствоведы, поразительное. Такое, что концерн Диснея даже "авторские права может потерять!"

Впрочем, австрийцы не собираются устраивать из-за мышонка тяжбы. Но собрать деньги с туристов явно не прочь.

Интересно, что прошлое святого Христофора более чем туманно: в одном из вариантов легенда о нем рассказывает, что Христофором стал (и получил дар речи) при крещении некий павший псоглавый людоед...

Бабуси правят миром

Мы медленно растем, но весьма плодовиты (если захотим), мы искренни, как животные, и так сосредоточены на семье, как ни одна зверушка в мире. Почему?

Многие антропологи считают, что во многом благодаря нашим бабушкам. Недавно бабушки стали темой целой международной конференции! Ее вывод: старухи в эволюционной истории -- недооцениваемый источник авторитета. И вообще это отдельная эволюционная категория, поскольку они уже не могут приносить потомство (чего не скажешь о проказливых старичках), но имеют много энергии и возможность ее потратить.

Наличие бабушки в некоторых культурах -- вопрос жизни и смерти для внуков. По сути, она улучшает детский взгляд на мир в большей степени, чем отец.

Большее влияние на внуков оказывает бабушка по материнской линии, пишут немецкие ученые. Возможно, потому, что мать скорее разделит груз воспитания с человеком, которого она хорошо знает, -- своей матерью, чем со свекровью.

И еще. Исследования в Германии, Франции и США установили, что все финансовые потоки в семьях, где есть бабушки и дедушки, текут обычно в одном направлении -- от старых к молодым. И кого это удивляет?

Из кого слоны делают слона

Считается, что слоны боятся мышей. Вроде как если мышь залезет в хобот слона, то он задохнется. На самом деле это клевета: если мышь и решится на такой подвиг, слон сдует ее на счет "раз".

Зато есть другие маленькие твари, которых слоны действительно боятся. Настолько, что этих тварей даже можно использовать для защиты полей от слоновьего вытаптывания.

Зоолог Фриц Фолрат из Оксфорда на собственном опыте убедился, что агрессивные африканские пчелы могут заставить слонов в панике бежать с поля. Посадки, защищенные ульями, гиганты не посещают. Даже если ульи абсолютно пусты. Дело в том, что у слонов очень тонкая кожа на животе, под хоботом и за ушами. И если одного из членов стада ужалили хотя бы раз, стадо будет помнить об этом ужасе годами и начнет избегать всего, что жужжит, пахнет и выглядит, как пчела.

Призраки "Титаника"

Сто лет туристические автобусы останавливались на городском кладбище Галифакса (Канада), где захоронены 120 жертв с "Титаника" -- те, кого удалось обнаружить канадскому кораблю "Макей-Беннетт" через несколько дней после катастрофы. Среди могил была одна с надписью "Неизвестный ребенок".

Прошло почти сто лет, и ученые-генетики смогли установить его имя. Исследования проводились в ходе съемок документального фильма "Призраки "Титаника". Ознакомившись с архивными документами, специалисты нашли вероятных родственников мальчика и после сравнительного анализа ДНК установили, что на кладбище Галифакса похоронен годовалый финский мальчик Эйно Вильям Панула. Он плыл на "Титанике" вместе с матерью и четырьмя братьями, которые тоже погибли.

Что бросило Антиноя в воды Нила?

Образцом идеальной мужской красоты в европейской художественной традиции был Антиной -- греческий юноша, любовник императора Адриана. Он же участник трагической любовной истории: в 21 год Антиной покончил с собой, бросившись в воды Нила. Он же античный герой, окутанный тайной: неизвестно, было ли то самоубийство (Антиной, по легенде, не хотел, чтобы его черты обезобразила старость) или кто-то расправился с любимцем императора.

После смерти Антиноя в октябре 130 года, во время путешествия по Египту, император Адриан впал в глубокую депрессию. Он объявил юношу богом и основал в Египте город Антинополис. Во владениях императора статуи Диониса и Гермеса были скульптурными портретами Антиноя.

Но самый главный памятник нашли совсем недавно! В 30 км к востоку от Рима археологи откопали огромный замок, построенный в честь погибшей любви Адриана. Остатки стен датируются 134 годом; в сооружении много фонтанов, найдены мраморные фрагменты с египетскими иероглифами. Не исключено, что теперь в тайне Антиноя кое-что прояснится.

Великий зубной передел

То была памятная ночь -- 18 июня 1815 года.

Армия Наполеона сошлась в битве при Ватерлоо с объединенной мощью Англии, Голландии и Пруссии. К 10 часам вечера все было кончено. Французы потерпели сокрушительное поражение. На поле брани остались лежать 50 тысяч человек. Величайшая трагедия!

Но были люди, которые радостно потирали руки при виде горы трупов...

В начале XIX века пациенты с толстыми кошельками и сильно опустевшими деснами готовы были платить любые деньги за хорошие зубные протезы. А лучшие протезы изготовлялись тогда только из настоящих человеческих передних зубов.

Как правило, спрос на б/у зубы намного превышал предложение. И только войны помогали сократить дефицит. Неожиданная удача, случившаяся при Ватерлоо, дала достаточно материала для беззубых не только всей Европы, но и той стороне Атлантики хватило.

Когда на кровавое поле сражения спустилась ночь, мрачные тени заскользили от одного трупа к другому, собирая оружие и обшаривая рваные и окровавленные мундиры в поисках чего-нибудь ценного. А затем наступил последний акт осквернения трупов: с умением, которому мог позавидовать и хирург-стоматолог, мародеры вырывали неповрежденные резцы.

Забрать зубы у мертвого, чтобы отремонтировать челюсти живого человека, -- в этой практике не было ничего нового. Все отличие было лишь в масштабе. Зубов, выброшенных на рынок после разгрома армии Наполеона, было так много, что изготовленные из них протезы получили название "зубы Ватерлоо".

Они еще и тем были хороши, что добыты из челюстей молодого, здорового (годного к строевой службе!) человека, убитого пушечным ядром или саблей. Это гораздо лучше, чем поместить в собственный рот резцы человека, умершего от неизвестной, может заразной, болезни, или висельника, долго болтавшегося в петле.

Вплоть до XVIII века фальшивые зубы делали примерно тем же способом, что и в шестом веке до нашей эры. Тогда самыми искусными производителями зубных протезов считались этруски. Они изготовляли ряд золотых обручей, согласуя его с размером провала в челюсти пациента. Внешние обручи закреплялись на крепких зубах, а в оставшуюся часть вставлялись искусственные зубы, вырезанные из слоновой кости или костей других животных. Крепились они в гнездах золотыми штырьками. Такие зубы имели вполне привлекательный вид и были достаточно безопасны в процессе еды.

В конце XVIII и начале XIX веков люди ужасно боялись потерять зубы. Впалые щеки старили прекрасных дам. Беззубые страдали нарушениями дикции и стеснялись этого. В благородных салонах они старались держать рот на замке, дабы не демонстрировать голые десны. Решением проблемы был ряд искусственных зубов -- конечно, для тех, кто мог себе это позволить.

Но зубные протезы были не очень-то надежны. Всегда существовал риск проглотить их вместе с обедом. Некоторые мастера вырезали ряды зубов из одного куска слоновой кости или костей животных. Или прикрепляли искусственные зубы к вставной челюсти, сделанной из бивня бегемота. Главным недостатком всех этих конструкций было отсутствие эмали на кости и бивне, что означало скорое разложение. Результат известен -- гнилой привкус во рту и зловонное дыхание.

Отсюда и повсеместная в те века мода на веера. Они скрывали плохие зубы и разгоняли дурной запах изо рта благородной дамы.

Столь бедственное положение сохранялось до тех пор, пока дантисты не наложили свои руки на челюсти мертвецов.

Протезы из человеческих зубов были лучше. Они лучше выглядели, меньше изнашивались и дольше сохраняли свой природный цвет. Правда, со временем все равно разлагались и потому нуждались в регулярной замене.

Непрерывные поставки человеческих зубов -- вот о чем мечтали дантисты. Но не могли получить их в достаточном количестве, и оттого цены на мосты были колоссальными. В 1781 году лондонский дантист Поль Жюльен брал по полгинеи за один искусственный зуб и в четыре раза больше за человеческий. Ряд искусственных верхних зубов стоил 20 фунтов стерлингов. А цены на настоящие достигали астрономической суммы -- 30 и более фунтов.

Иногда дантисты уговаривали бедных поделиться своими зубами с богатыми. За хорошие деньги. В 1783 году один находчивый эскулап поместил в нью-йоркской газете рекламу: 2 гинеи каждому за один здоровый резец. Но люди должны были дойти до крайних пределов отчаяния, чтобы начать продавать собственные зубы.

С мертвыми было легче.

Большинство "бэушных" зубов поступали из покойницких, анатомичек и с виселиц. Главными поставщиками были "гробокопатели" -- широко распространенная криминальная специальность в былые века. Они крали трупы для продажи в медицинские школы. При этом передние зубы аккуратно изымались и служили весомым источником доходов. Как кольца, серьги и пр. Даже если гробокопатели добывали труп, явно не пригодный для обучения студентов, они все равно туго набивали свои карманы деньгами, полученными за продажу резцов разложившегося мертвеца.

Эстли Купер, самый популярный лондонский хирург начала XIX века, создал собственную шайку гробокопателей. Трупы он использовал в анатомичке, а зубы реализовывал зубным техникам. Не нужно говорить, что дантисты никогда не сообщали пациентам истинного источника поступления зубов. Уверяли всех, что материал первосортный -- с поля брани.

Иногда это было правдой. Охотники за зубами всегда шли по пятам воюющих армий, и после особо кровопролитных сражений количество добычи резко возрастало. Как это было после битвы при Ватерлоо.

И только в 30-х годах XIX века начали появляться первые фарфоровые зубы. Вначале они были слишком белыми, чересчур хрупкими и очень неприятно скрипели. Но в 1837 году зубной техник Клавдий Эш, которому осточертело возиться с зубами покойников, усовершенствовал фарфоровые зубы и поставил их производство на коммерческие рельсы.

Однако торговля человеческими зубами продолжалась и во второй половине XIX века. Дантисты никак не хотели переходить на фарфор. Ведь привычного материала поставлялось на рынок немало -- благодаря Крымской войне.

А в 1865 году его появилось столько, что даже цены упали. Появился еще один богатейший источник человеческих резцов -- мародеры набивали ими карманы на американском континенте. Там полыхала гражданская война...

Валентина БОГОМОЛОВА

Открытые письма

Обменяемся ссылками, поставим жирную точку в конце фильма, и напоследок --холодненьким душем по зеркалу. А? Что? В какой школе, папа?

Выпуск № 87 Новости
"Вселенная расширяется. И делает это все быстрее и быстрее".
Математики вытеснили физиков. Играются с формулами и удивляются, какая интересная Вселенная получается, но это же модель. С чего ей ускоряться при расширении? Да и может быть (или не может быть? -- Т.А.), начальной точки (большой БАХ) у бесконечной Вселенной! Бесконечность должна быть вечной и распределенной.
Красивая теория описана http://gipotesa.uralonline.ru/.
Александр

А от меня вот ссылка. Довольно доступно об этой самой бесконечности...
http://www.x-libri.ru/elib/hwkng000/00000006.htm

Выпуск № 90 Открытые письма, выпуск № 91 Открытые письма, выпуск № 87 "О голливудской физике"
Приветствую.
В 90 выпуске "Тайны и открытия" имеется письмо Павла Егорова, в котором он просит подробнее разобрать глюки фильма "Армагеддон".
На Subscribe.ru есть рассылка "Окно во Вселенную", которая в последнее время почему-то стала редко выходить. Однажды там был замечательно рассмотрен этот фильм с точки зрения астрономии. Очень рекомендую...
Вот прямые ссылки на архив:
08 августа 2001 (Первая часть)
http://subscribe.ru/archive/science.natural.astro90705/200108/08150017.html
14 ноября 2001 (Вторая часть)
http://subscribe.ru/archive/science.natural.astro90705/200111/14140315.html
Опарин Владимир

...Прекрасно понимаю, что большинство фильмов призваны развлекать нас. Но все же хочется, чтобы... ну, хоть чуть-чуть они чему-нибудь нас учили. Те же "Звездные войны". Взять любой эпизод. Далекое будущее... Техника сделала огромный прыжок. Здесь все ясно. Но почему, собственно говоря, изменились законы физики? Я про космические корабли, взлетающие за несколько секунд и вырывающиеся из лап сил тяготения планеты без всяких усилий.
Допустим, что созданы новые источники энергии, которые позволяют такие энергоемкие маневры. Даже допустим существование материалов, способных вынести такие нагрузки... А как же люди? Если учесть элементарные законы физики, они должны бы были превратиться в кровавый фарш...
Режиссерам стоит делать небольшие пояснения для людей, которым не нравится тупо смотреть на голубой экран и проглатывать все, не задумываясь. Хотя бы рассказали, что они подразумевают под гиперпространством.
Для тех, кому требуется объяснение каждого момента, советую читать научную фантастику. Например, Ивана Ефремова, "Туманность Андромеды". Там представлен более вероятный путь развития человечества. И людей там мутит при изменении траектории полета, и энергию берегут как зеницу ока. А если устанете, -- смотрите "Звездные войны". И мечтайте о сражениях с космическими уродцами на световых мечах.
Как всегда с благодарностью за отличную рассылку,
Захаркин Никита

Из письма в выпуске № 91:
"Недавно в одной из рассылок было написано про физиков, которые выставляют кинофильмам оценки. Хочу заметить, что положительная оценка, выставленная фильму "Титаник", вызвала у меня недоумение. Любому человеку ясно, что от тонущего корабля надо отплывать как можно дальше, -- после затопления образуется воронка, которая затягивает под воду даже спасательные лодки, которые не успели отплыть от корабля на достаточное расстояние. Самостоятельное спасение людей, которые стояли на самой корме корабля, а значит, в эпицентре будущей воронки, просто невозможно! Именно поэтому главные герои должны были неминуемо утонуть еще за 15 минут до красивого финала. Рекомендую снизить на 2 балла оценку реалистичности "Титаника", а также отобрать у него все "Оскары".
Александр Бельтиков"

Фразы типа "любому человеку ясно" меня всегда настораживают. В данном случае -- не зря. Ужасность и кошмарность гигантской воронки после затопления крупного корабля -- миф! Явление существует, но его масштабы весьма преувеличены. На том же "Титанике" большинство из тех, кому не досталось места в шлюпках, попали в воду, когда "Титаник" уже разламывался... Отплыть далеко они не могли, но погибли, замерзнув в холодной воде, намного позже, а не в воронке. Речь идет он о десятках "счастливчиков" избежавших воронки, а о сотнях.
И еще о счастливчиках, теперь без кавычек: один из спасшихся находился именно на месте Ди Каприо, у кормового флага. "Титаник" ушел у него из-под ног, и он оказался в воде, даже не намочив волосы!
Поэтому рекомендую оценку Титанику не снижать.
Удачи,
Alexander E. Stashchuk

Хочу внести предложение прекратить обсуждение с точки зрения законов физики (и других законов, действующих в нашем мире) фильма "Матрица", а также других фильмов, где описывается даже не просто мир в будущем, а мир, созданный в комьютерной программе (например, "13-й этаж"). Любой мало-мальски знакомый с компьютерными играми человек скажет вам, что в игре, да и вообще в компьютерной программе, действуют такие законы (физики, логики и т.п.), какие придумал автор этой игры (программы). Поэтому подобное обсуждение является бессмысленным.

И ТОЧКА!!!!!

Выпуск № 90 "О зеркалах"
"Можно провести пару экспериментов. Во-первых, взять "дистанционку" и попробовать управлять телевизором не напрямую, а через зеркало -- телеканалы будут переключаться ничуть не хуже, чем обычно".
Зеркало, как и любые другие предметы, способно отражать и поглощать электромагнитные волны. Вся разница в том, какая часть этих волн поглощается, а какая отражается. В случае с зеркалом поглощенная составляющая достаточно мала и мощности отраженного сигнала достаточно для переключения канала ТВ.
Подобного эффекта отражения можно добиться и от других предметов. Это школьный курс физики.
"Во-вторых, можно сфотографировать собственное отражение. При этом расстояние от фотоаппарата до зеркала будет совсем иным, чем расстояние до отражения. Например, если отойти от зеркала на два метра и навести видоискатель на свое отражение, показатель расстояния на шкале объекта будет равен... четырем метрам. Если же вы будете наводить резкость по раме зеркала или по его креплетению, получите то, что и должны, -- 2 м. Фокус в том, что отражение находится на таком же расстоянии от зеркала, как и сам объект, но только "с другой стороны".
Прибавьте к двум метрам (расстояние от вас до зеркала) еще два -- и получите загадочные четыре.
Никаких фокусов! Никакой "другой стороны"!!! В объектив фотоаппарата попадает свет, отраженный от поверхности предметов, которые мы фотографируем.
При фотографировании своего отражения в зеркале свет, отраженный от себя, любимого, идет в зеркало (2 метра), потом обратно в объектив (2 метра), итого 4 метра. И никакой мистики!!! Это был опять школьный курс физики (оптики). И элементарная логика.
"Говорят, в старинном зеркале можно увидеть отражение давно умершего человека, который когда-то в это зеркало смотрелся. Суеверие? Возможно, нет".
У нас бабушки во дворе иной раз такого наговорят...
"Физики установили, что зеркальная поверхность не только отражает, но и частично поглощает падающую энергию. Примерно одна сотая доля всего энергопотока "запоминается" зеркалом, а затем излучается им и действует на наше подсознание. Старинные фамильные зеркала всегда считались реликвией, даже если не имели большой исторической и материальной ценности. Самым ценным в них была аккумулированная энергия предков, которая, излучаясь, помогала ныне живущим членам семьи".
Это ж какие там физики установили и когда? Может, лет 300 назад, а может, 500?
Уважаемая, это написано опять-таки в школьном учебнике по физике!!!! ЛЮБОЙ(!!!) реальный предмет частично отражает падающий на него видимый свет (электро-магнитные волны) и частично поглощает его (их). Вы вообще в школе учились?
Нет? Ну так и нечего писать о тех вопросах, о которых и понятия не имеете!!!
Стыдно, девочки!!!

использованы материалы из еженедельной газеты "kоMоk"



www.koMok.ru

Web-portal @Kokshetau Online



free counters

Дайджест интересных статей